Майя Плисецкая «на бис» отметит сегодня в Москве свой 85-летний юбилей. В честь великой балерины в столичном Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича- Данченко состоится гала-представление «Аве Майя», которое неделю назад — 6 декабря — с оглушительным успехом прошло в парижском Театре на Елисейских полях. Постановщиком этих концертов выступил известный танцовщик и хореограф Андрис Лиепа. По его словам, он был необыкновенно счастлив такой возможности, потому что всю жизнь поклоняется «этому Божеству — Майе Плисецкой».
Впрочем, юбилеи можно праздновать хоть целый год, а уж кто-кто, а Плисецкая, без всякого сомнения, заслужила длинную череду торжеств. Любоваться этой артисткой — уже доставляет удовольствие. Она по-прежнему в прекрасной физической форме, обворожительна, элегантна и стройна. Кажется, что время над ней не властно, и, может быть, поэтому ей никогда не приходилось скрывать свой возраст.
Родилась она 20 ноября 1925 года в Москве. Здесь состоялся ее артистический дебют, когда, будучи 3-летней девочкой, вытянувшись на носочках, она вдохновенно танцевала на одном из московских бульваров под уличный репродуктор вальс из балета «Коппелия» на виду у многочисленной толпы.
Путь в искусство ей был определен с детства. Ее мама была звездой немого кино. Дядя и тетя Асаф и Суламифь Мессерер — танцовщиками Большого театра. Еще одна тетя — Елизавета — играла в Театре имени Ермоловой, а дядя Азарий был выдающимся актером Художественного театра.
«Я мечтала о драме, а вовсе не о балете, — неожиданно заявляет Плисецкая. — Но в 8 лет меня отдали в Московское хореографическое училище». «Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных — «непродавленная коленка и подъем средненький», — критически замечает великая артистка. И тут же добавляет, что к тому же была «невероятной лентяйкой». «Я никогда не любила тренироваться, репетировать, — откровенничает Майя Михайловна. — Однако, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги».
Она танцевала практически 60 лет. И почти 50 из них — на сцене Большого театра, в труппу которого была принята в 1943 году, сразу после окончания Московского хореографического училища. Плисецкая стала легендой и символом Большого театра, как и «Лебединое озеро», которое, по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз. Она танцевала все главные партии в классическом репертуаре: страстную Зарему, поэтичную Аврору, огневую и задорную Китри, романтическую Джульетту.
А дальше — крутой поворот: Плисецкая танцует «Кармен-сюиту», буквально сметая на своем пути устоявшиеся каноны и традиции. Зарубежные хореографы активно поддерживают стремление русской балерины к новизне: Ролан Пети ставит для нее «Гибель розы», а Морис Бежар — «Болеро» и «Айседору».
Но Плисецкая не всегда находит хореографа и тогда решается на смелый шаг: сама для себя ставит балеты, написанные мужем, композитором Родионом Щедриным. В свете рампы друг за другом выходят на подмостки «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».
Она любила успех, цветы и овации. «Аплодисменты зрительного зала давали мне пару дополнительных минут для передышки», — признается Плисецкая.
Коллекция ее наград обширна. Она — народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, обладательница премий «Триумф» и «Российский Национальный Олимп», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а также орденов многих стран. Ее имя присвоено малой планете номер 4626.
Сегодня Майю Плисецкую ждут в Московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где для легенды балетной сцены ХХ века будут танцевать звезды мирового балета ХХ1 столетия.
Ольга Свистунова
ИТАР-ТАСС