11 и 12 августа в 19.00 в Национальной опере Латвии состоятся уникальные хореографические вечера «Русские сезоны. XXI век», устроенный Андрисом Лиепой. По этому случаю 11 августа в полдень в бельэтажном зале театра состоялась пресс-конференция с Андрисом Лиепой, балериной Татьяной Чернобровкиной, художником Анной Нежной и послом России в Латвии Александром Вешняковым. Но главным гостем встречи с журналистами был, несомненно, звезда балета с всемирной известностью Николай Цискаридзе.
Напомним, что вечера состоят из трех отделений, во время которых покажут четыре балета, бывших в репертуаре легендарных «Русских сезонов», проводившихся Михаилом Фокиным, Сергеем Дягилевым с участием Вацлава Нижинского и других легенд балета в Париже и других городах в период с 1909 по 1929 годы. В первом отделении представят балет «Тамар» в постановке Юриюса Сморингиса. Это восстановленный по крупицам балет Михаила Фокина, у которого некогда в заглавной роли блистала великая Тамара Карсавина. Декорации и костюмы – не менее великого Льва Бакста, которые спустя почти 100 лет восстановлены художником Анной Нежной. Нынче в заглавной роли – прима Мариинского театра (Санкт-Петербург) Ирма Ниорадзе. Вместе с ней в спектакле заняты Илья Кузнецов, Игорь Пиворович и другие. Во втором отделении покажут «Жар-птицу» Михаила Фокина на музыку Игоря Стравинского. В роли Жар-птицы – Кристина Кретова, Ивана-Царевича (эту роль некогда танцевал и сам Андрис Лиепа) — Сергей Смирнов.
И наконец, в третьем отделении представят легендарный «Послеполуденный отдых Фавна» Вацлава Нижинского на музыку Клода Дебюсси. В роли нимфы – звезда театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (Москва) Татьяна Чернобровкина, а в роли фавна – Николай Цискаридзе. Увы, не приехала сейчас Илзе Лиепа – планировалось, что она станцует «Болеро» Брониславы Нижинской на музыку Мориса Равеля. Но все равно – программа концерта и его оформление впечатляет. «Это большой проект, — сказал сейчас Андрис Лиепа, — и я рад, что при поддержке SEB banka мы смогли его привезти в Ригу, родной город моего отца».
Александр Вешняков сказал, что Посольство России с огромным удовольствием поддержало этот проект: «Надеюсь, это будет всем интересно. Должны проходить не только «Новая волна», КВН, должна быть и высокая культура». Увы, одной из главных тем пресс-конференции, как и ожидалось, стало не искусство, а политика. В частности – начавшиеся боевые действия между Грузией и Россией (учтем тут, что Николай Цискаридзе – грузинского происхождения). Журналисты использовали факт присутствия на пресс-конференции посла России и, разумеется, ему был задан вопрос о том, как, по его мнению, отразится заявление Латвии о поддержке Грузии на отношениях между Латвией и Россией.
— В таких серьезных вопросах спешить нельзя, — ответил господин Вешняков. – Из-за симпатий к одной из сторон можно допустить такие ошибки, которые потом трудно будет исправить. А в целом, факт начала боевых действий — это просто варварство, учитывая, что сейчас идет Олимпиада.
Далее господин посол с несвойственной ему обычно эмоциональностью упомянул многотысячные жертвы, 30 тысяч беженцев из Южной Осетии и сказал, что впоследствии стоит организовать специальный международный трибунал, который бы наказал зачинщиков войны.
— Как грузин, я не могу не переживать то, что происходит на моей исторической родине, — сказал Николай Цискаридзе. – Хотя я никогда и не был гражданином Грузии – сперва у меня был советский паспорт, а сейчас я гражданин России. Но вы правильно заметили, что я прежде всего русский артист. Что касается войны… Я согласен с Львом Толстым, который был пацифистом. Он имел право протестовать против войны, потому что когда-то сам воевал. Я вспоминаю времена первой абхазской войны, когда я, еще мальчиком, отдыхал с мамой в Пицунде, в Доме кинематографистов. Я же советский ребенок! Это было ужасно – начались обстрелы и специально вывозили из Дома кинематографистов Эльдара Рязанова. Людмилу Гурченко… Говорили, что будут грузин вырезать, а ведь я и мама — грузины. Я сейчас смотрю разные телеканалы и не могу понять, что там, в Южной Осетии происходит. В любом случае, ужасно! Три дня пытался дозвониться до Тбилиси, связь не работала. Сегодня утром наконец-то дозвонилсся до своего педагога в Тбилиси, он сказал, что город обстреливают, детей вывозят за город. Чудовищно.
— Недавно мы встречались с ныне заместителем иностранных дел России, обсуждали возможность показа «Русских сезонов» в Грузии. И думаю, что сейчас очень актуально показать этот проект в Грузии, потому что культурные отношения между Россией и Грузией, родство наших народов все равно ничем не перебьешь.
— Поверьте мне, — вновь с юмором вступил Николай Цискаридзе, — что театр – это маленькая модель государства. И когда делят роли между артистами, то начинается настоящая война. Бывает, даже с мордобоем. В нужный момент своя артиллерия идет вперед… Кстати, я недавно купил диски с записью программ Леонида Парфенова «Намедни» — история СССР с 1961 года. Знаете, когда идут программы о годах, когда меня еще не было на свете, относишься к этому спокойно. А когда начинаются программы, когда ты все это помнишь, видел, то задаешься вопросом: «Мы все это пережили? И где ты был? А я был все это время у станка!» (Напомним, что перила у зеркала в репетиционном зале для артистов балета называются станком).
Но все-таки поговорили и об искусстве. Заметим на всякий случай, что по периметру зала Андрис Лиепа вывесил прекрасные фотопортреты своего отца, великого Мариса Лиепы – это создало особую атмосферу. А Николай Цискаридзе сказал, что впервые в Риге исполнит «Послеполуденный отдых фавна: «Я впервые станцую животное! Ведь фавн – наполовину человек, наполовину животное». Поговорили о Большом театре, который сейчас на реконструкции: «Сейчас от Большого театра остались только стены, а внутри —большой котлован. И что там происходит? Ничего там не происходит. Окна репетицонного зала выходят как раз в этот котлован, бульдозеры землю вывозят. Все время обещают, что поскорее реконструируют Большой театр. Путин, когда был президентом России, приходил на мою репетицию и пообещал, что при нем реконструкция закончится. Он сейчас уже не президент – быть может, на посту премьер-министра он закончит ремонт театра. Во всяком случае, я надеюсь, что еще станцуют на новой старой сцене».
А под занавес Андрис Лиепа побещал, что когда восстановят балеты «Нарцисс» и «Клеопатра», их тоже привезут в Ригу. А пока что – два нынешних концерта в Риге. Большое событие в культурной жизни Латвии.
Андрей ШАВРЕЙ