Итак, генеральная репетиция перед намеченными на будущий год парижскими гастролями состоялась в Риге. Два вечера на сцене Латвийской Национальной оперы (ЛНО) артисты театра «Кремлевский балет» и такие звезды, как Николай Цискаридзе, Ирма Ниорадзе, Кристина Кретова, Татьяна Чернобровкина, Сергей Смирнов, Нериус Юшка танцевали три маленьких балета из репертуара знаменитых дягилевских «Русских сезонов», которым скоро 100 лет.

Оба вечера зал был переполнен. Каждый раз, когда открывался роскошный занавес и за ним представали восстановленные художником Анной Нежной фантастические декорации Льва Бакста и Александра Головина, публика ахала от восторга. И периодически устраивала овации артистам, демонстрировавшим свое мастерство в «Тамар», «Послеполуденном отдыхе фавна» и «Жар-птице». Правда, ждали и заявленного ранее «Болеро», но этот маленький шедевр на музыку Равеля, а также балеты «Павильон Армиды» и «Синий бог» Андрис Лиепа надеется показать у нас следующим летом.

Своими впечатлениями о балетном событии с Телеграфом поделилась руководитель Международного балтийского балетного фестиваля, хореограф, бывшая прима-балерина ЛНО Лита БЕЙРИС.

Получилось довольно свежо

— Я шла фактически на «Болеро», где танцует Илзе Лиепа, — говорит Лита, — жаль, что его не было. Начнем с безвозвратно утерянного и заново созданного балета «Тамар». У интересного хореографа Юриюса Сморигинаса получилась, конечно, хореография нашего времени, это наше мышление и движения немножечко сontemporary. И хотя Юриюс старался передать «восточный стиль» начала минувшего века, очень трудно только по старым фотографиям и другим свидетельствам того времени почувствовать, что же это такое на самом деле было. Но если бы сохранилась оригинальная хореография, это уже была бы этнография. А так получилось довольно свежо. Мне понравилась комбинация с лазерными лучами, имитирующими речные воды. Она не мешала гениальным декорациям, это было даже эффектно. Так что соединение истории с настоящим и будущим получилось совсем даже неплохо.

Меня поразила Ирма Ниорадзе. Ирма была лет 10 назад на моем фестивале, танцевала потрясающе. И вот столько лет спустя она все такая же прекрасная балерина: и эмоционально, и технически, и физически. Кроме того, Ирма, разумеется, прекрасно чувствует Восток… Понравился и наш (он много танцевал в Риге) Нериус Юшка. Выучить всего за две репетиции такую сложную партию — это непросто. Правда, что называется, выше пояса он выглядел слишком по-европейски, тут надо было все же что-то придумать относительно грима и костюма. Но вообще Нериус вписался в балет, хотя, может быть, выделялся особой своей эмоциональностью, нервностью, неотстраненностью, наэлектризованностью. Они с Ирмой все делали с полной отдачей. Что касается самой хореографии, о ней всегда можно спорить — одному нравится, другому не нравится, это естественно. Искусство не может нравиться всем сразу.

«Послеполуденный отдых фавна» восстановлен по оригинальной хореографии (эта балетная миниатюра идет и во Франции, я видела ее с французскими артистами). Цискаридзе, может быть, слишком мощный танцовщик для Фавна. Но хотя собственно танца здесь нет, есть пантомима, пластика, все эти позы сделать не так уж легко. Но Николай, конечно, прекрасный танцовщик и с этой гениальной миниатюрой Нижинского, разумеется, справился. «Жар-птицу» мы уже видели на нашей сцене, да и шикарные декорации и костюмы тоже использованы наши, рижские. Некоторые сейчас были немного разочарованы «Фавном» и «Жар-птицей», но тут нельзя забывать, что они восстановлены по старой оригинальной хореографии — но это совсем другой уровень развития балетного искусства. А задача создания ультрасовременной версии не стояла.

Наталия МОРОЗОВА

«Телеграф» (Латвия)