21 декабря фестиваль «Русские сезоны. XXI век» эффектно завершился бенефисом Николая Цискаридзе. Премьер балета Большого театра вышел на сцену Театра Станиславского и Немировича-Данченко в трех одноактных балетах: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и «Шехеразада». Бенефис прошел в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Рассказывают «Новости культуры».
Это был первый московский бенефис Николая Цискаридзе. Премьер Большого танцевал три самых скандальных балета дягилевской антрепризы. «Видение розы» впервые был показан в декорациях, задуманных Бакстом. Анна Нежная воссоздала пятнадцатиметровый павильон по архивным фотографиям декораций, сделанных для маленькой сцены Монте-Карло, и адаптировала их к новому пространству.
Цискаридзе не любит просто концертные номера. Он признает фундаментальные постановки. В собственном бенефисе артист пошел на рекорд, исполнив две миниатюры и одноактный балет. «Мне всегда интересно быть первым. Люблю быть в авангарде», – признается премьер. Владимир Спиваков называет это проектом дружбы. С Цискаридзе они знакомы давно, но совместный проект делали впервые.
«Послеполуденный отдых фавна» был интригой вечера. Впервые этот балет был поставлен в 1912 году в Париже, и с тех пор его никто не танцевал. Сто двадцать репетиций понадобилось Нижинскому, чтобы сделать спектакль. Цискаридзе так долго репетировать не мог. На премьере в Париже разразился скандал. Облегающее трико и фривольная пластика фавна расценивалась как перчатка брошенная в лицо. Современной хореографии этого не понять. Бенефис Цискаридзе как дань памяти великим – Вацлаву Нижинскому и Сергею Дягилеву. В этом году легендарным «Русским сезонам» исполнилось сто лет.
Театр.