Андрис Лиепа: «Поклоны Плисецкой в конце выступления продолжаются 20 минут и оказываются намного интереснее, чем танцы молодых артистов»

20 ноября великая российская балерина отмечает 85-летие

Плисецкая начинала свою карьеру в кордебалете Большого театра. Была одной из восьми нимф в опере «Иван Сусанин», а мечтала о партии в «Лебедином озере». Она таки ее станцевала. Выходила в этом балете на сцену 800(!) раз. Потом было множество постановок, и каждый раз успех. «Я всю жизнь борюсь», — признается Майя Михайловна, вспоминая тяжелое детство и советские годы, когда ей запрещали выезжать из страны. Железный занавес для Плисецкой сломал сам Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Ее первая гастроль за границу пришлась на Америку, где Жаклин Кеннеди посоветовала балерине станцевать Анну Каренину. Говорила, что очень уж Плисецкая похожа на героиню Толстого.

Двадцать два года назад Майя Михайловна покинула Большой театр. Ей было 63 года, но она продолжала танцевать. На свое семидесятилетие вышла в постановке знаменитого Мориса Бежара, сделанной специально для нее. Плисецкая танцует в «Аве Майя» до сих пор. И пусть там нет знаменитых «полетов» балерины, но она все так же хороша, стройна и загадочна. Даже для ее супруга — композитора Родиона Щедрина. Вот уже более 50 лет они вместе, но Родион Константинович до сих пор с замиранием сердца следит из первого ряда за каждым выходом на сцену своей знаменитой жены. Так же будет и в Париже, где состоится чествование легендарной российской балерины, организованное ее давним другом — сыном знаменитого танцовщика Мариса Лиепы Андрисом…

«Плисецкая никого близко к себе не подпускает»

- Андрис, значит, юбилей Майя Плисецкая решила отмечать в Париже?

— Непосредственно в день своего рождения Майя Михайловна будет у себя дома, в Мюнхене. А первое официальное празднование ее юбилея состоится 6 декабря в Париже, в театре «Шампс Элизе». Честно говоря, это было мое предложение, и я счастлив, что Плисецкая согласилась. Немного позже мне позвонил Родион Щедрин и сказал: «Андрис, что же это мы — о Париже подумали, а как же Москва? Нужно бы что-то сделать и там». Так появилось еще одно торжество, которое состоится 14 декабря в Театре имени Станиславского.

- Программа называется «Аве Майя»?

— Это в честь одного из лучших за последнее время номеров балерины, который поставлен Морисом Бежаром. Плисецкая танцевала «Аве Майя» на свое 80-летие и была великолепна! Подобным приветствием «Аве цезарь» встречали римских императоров. А Майя Михайловна тоже императрица. В конце номера она появляется на сцене в роскошном костюме от Пьера Кардена. Зал просто замирает, а поклоны балерины продолжаются 20 минут и оказываются намного интереснее, чем танцы молодых артистов.

- Плисецкая не раз признавалась, что Париж — ее любимый город. Ведь именно там она снискала мировую славу.

— Она любит говорить: «Париж — это город, в котором меня сразу полюбили… » Плисецкая его очень чувствует и обожает. Недавно я был в Париже вместе с Майей Михайловной и Родионом Константиновичем. Мариинский театр привез туда балет Щедрина «Конек-Горбунок». Музыку композитор написал специально для Майи Михайловны еще полвека назад. Супруги сидели на спектакле, оба переживали и, подобно влюбленным, держались за руки… Кстати, первый раз Майю Михайловну я увидел на сцене именно в «Коньке-Горбунке».

- Наверняка вас привел отец — Марис Лиепа.

— Папа очень хотел, чтобы у нас было правильное восприятие балета. Помню, он повел меня с сестрой Илзой в театр, сказав, что мы увидим нечто необыкновенное. Плисецкая тогда танцевала Царь-Девицу. Ее партнером был великий Владимир Васильев. Вернувшись домой, я еще долго не мог уснуть — в голове все время звучала музыка, а перед глазами стояла эта красивая пара. Потрясающий спектакль! Потом я непременно бывал на всех репетициях «Анны Карениной», где папа танцевал сначала партию Вронского, а потом Каренина. Он любил этот балет больше остальных и всегда говорил, что спектакль будет понятен лишь через 30 лет. Так и случилось…

*В балете «Дон Кихот» партнером Майи Плисецкой был Марис Лиепа (на фото). 1968 год.

Отец волновался, нуждался в поддержке. Ведь благодаря именно Майе Михайловне Марис Лиепа попал в Большой театр. Большой уезжал на гастроли в Венгрию, Плисецкой нужен был партнер для «Лебединого озера», и она предложила взять папу. А когда ведущая балерина приглашает какого-то партнера, это… знак. Уже потом были «Анна Каренина», «Дон Кихот». Папа приходил после репетиций домой совершенно «выжатый» и все время удивлялся, как хрупкая Майя выдерживает колоссальные физические нагрузки. После репетиции, продолжавшейся целый день, она приходила утром в зал свежая, будто вернулась из отпуска. «Ну что, начинаем?» — произносила она и шла к станку…

- Говорят, Майя Михайловна обладает сильным, если не сказать жестким, характером.

— Иначе она не стала бы такой балериной. Плисецкая действительно практически никого близко к себе не подпускает. Впрочем, этим грешат все актеры. И я такой же. Зачем лезть ко мне в душу? Вся наша жизнь на сцене… Я тесно работаю с Майей Михайловной уже шесть лет, но никогда не был у нее дома. Не видел ее за плитой, на кухне. В этом она абсолютно закрытый человек. Но, наверное, потому, что главные события ее жизни происходят не дома. Майя Михайловна всегда приходит на репетицию за три часа до начала спектакля. По нескольку раз прогоняет свой номер, а потом еще три раза танцует его на бис.

«Когда Майе Михайловне шили новый наряд, она всегда просила: «Только не закрывайте мне руки!»

- Это школа Большого театра?

— И его в том числе. Ведь случилось так, что мы вместе служили в Большом. К сожалению, я не танцевал в ее спектаклях. Это было начало восьмидесятых, тогда как раз ставили «Даму с собачкой», «Чайку».

- У Плисецкой была отдельная гримерка, особый статус?

— Отнюдь нет. Это сейчас примы требуют каких-то невероятных условий. Да и возможности Большого не позволяли каждому иметь собственную гримерку. Майя Михайловна всегда делила комнату с кем-то еще на женской половине. Лишь во время спектакля солисту предоставлялась отдельная гримерка, куда он переносил свои вещи. Помню Майю Михайловну, расхаживающую за сценой с пуантами за спиной.

- Наверное, какими-то эксклюзивными?

— Ничего такого они собой не представляли. Их шили в Большом театре. Тогда ведь не было частных мастерских. Но Майя Михайловна выделялась своими фантастическими костюмами, часть из которых делал Пьер Карден. Да и мастерицы Большого театра старались, они обожали балерину. Она всегда просила: «Только не закрывайте мне руки!» У нее просто необыкновенные руки. Вспоминаю, на концерте — презентации книжки «Аве Майя» в финале, когда Плисецкая вышла на поклон, я фоном включил музыку из «Кармен-сюиты». И вдруг вижу, публика замерла, а Майя Михайловна, услышав вариации, «станцевала» партию одними руками. Зрители буквально взревели. Я стоял за кулисами и чуть не плакал…

- Вы ведь с Плисецкой практически одновременно ушли из Большого — в 1988 году.

— Это был такой период безвременья. Юрий Григорович ничего не ставил, не было премьер. Майе Михайловне тогда предложили зарубежные контракты. Началась перестройка, и можно было уехать за границу. Она стала работать в Риме, Испании. Перед Плисецкой были раскрыты двери всех ведущих театров мира. Не знаю другой балерины ХХ века, на которую бы ставили все великие хореографы столетия: Ролан Пети, Морис Бежар, Юрий Григорович. Бежар называл ее бунтаркой и говорил: «Второй Майи не будет никогда!»

«После спектакля она плотно ест, выпивает бокал красного вина»

- Она ушла из Большого в 63 года, но продолжала танцевать. Вы раскрыли ее секрет?

— Майя Михайловна как-то рассказала мне историю. Говорит: «Мне часто задают вопрос, как я в таком возрасте так хорошо выгляжу? Ответ прост. Я очень люблю цветы, придя после спектакля домой, не ложусь спать, пока не подрежу каждый цветочек. Ставлю в вазу 50 роз, а через три дня они вянут, и лишь одна остается свежей. Неделя проходит, я выкидываю цветы, а моя роза все стоит. Почему? Природа!» Вот вам и весь секрет.

- И никаких пластических хирургов?

— Что вы! Плисецкая никогда не делала подтяжек. Она даже на диете не сидит. Если надо срочно похудеть, то просто «сидит не жрамши». Но обычно после спектакля мы ходим в ресторан. Майя Михайловна плотно ест, выпивает бокал красного вина и начинает рассказывать истории. Потом Родион Константинович берется за анекдоты и может «травить» их три часа подряд! А Плисецкая хохочет, как ребенок…

- Об их отношениях ходят легенды.

— Это действительно идеальная пара, созданная где-то свыше. Они познакомились у Лили Брик, несколько лет встречались и уже более пятидесяти лет не расстаются. Я вижу, как Родион Щедрин на спектаклях Плисецкой ловит каждое ее движение, поворот головы. У него взгляд влюбленного мужчины. Второй такой пары на свете нет, по крайней мере, я не встречал. Они как две половинки одного яблока. Практически всегда вместе. Плисецкая со Щедриным живут на три страны — в Германии, России и Литве. Майя Михайловна обожает дом в Литве и все время вспоминает озеро, которое видит из окна своей спальни. Если ей хочется отдохнуть от всех, они с Родионом Щедриным уединяются именно там.

- Известна история о давней страсти французского кутюрье Пьера Кардена к Майе Плисецкой.

— Он называет ее своей музой и говорит, что только Плисецкая подпитывает его творческие силы. Майя Михайловна практически все время ходит в карденовских вещах. Даже если речь идет о повседневной одежде. Его наряды очень ей идут. Мы вместе были на последнем показе Кардена в Париже. Майя Михайловна сказала, что купила бы все прямо с подиума. Но ей это совершенно не нужно, Карден и так готов подарить Майе Михайловне любой наряд. Кстати, многие из них, особенно в начале карьеры Плисецкой, он сам создавал вручную.

- На зависть ее коллегам. Говорят, после выхода автобиографической книги «Аве Майя» армия недовольных пополнилась…

— Просто Плисецкая может позволить себе в этой жизни делать все, что захочет. Она заслужила. И врать ей совершенно не нужно. Майя Михайловна сразу предупредила: «В книге я изливаю свою душу. Может, это кому-то не понравится. Так тому и быть… »

- Вы приготовили подарок Плисецкой на юбилей?

— Моим подарком будет концерт в Париже, который даю совершенно бесплатно. А что я еще могу ей подарить? Платок, духи? Драгоценности ей преподносят крупные ювелирные дома. У Плисецкой есть все. Абсолютно.

- Думаете, она счастлива?

— Не знаю… И не мне об этом судить. Счастливы, наверное, мы, живущие в одно время с такой великой балериной. Ее выступления двадцатилетней давности до сих пор смотрятся современно. Это настоящая загадка. Ведь сейчас балет другой, шаг побольше и выворот стопы круче. Но какая у нее энергетика! Такой прыжок не делает до сих пор никто. Вторая Плисецкая так и не родилась…

Фото Франс Пресс

Таисия БАХАРЕВА

«ФАКТЫ»

Метки: