Илзе Лиепа родилась в Москве в семье драматической актрисы Маргариты Жигуновой и известного танцовщика Мариса Лиепы.

В 1981 году после окончания Московского академического хореографического училища (класс Наталии Золотовой) её долго не брали в труппу Большого театра. Попасть туда она смогла только ценой ухода из театра своего отца – Мариса Лиепы.

В начале своей карьеры исполняла характерные танцы в операх: «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Млада», «Травиата»… С огромной благодарностью вспоминает Илзе Анатолия Романовича Симачёва, готовившего с ней партию Мерседес в «Дон Кихоте» принесшую ей успешный балетный дебют, состоявшийся в Кишинёве во время гастролей Большого театра.

4 декабря 1989 года на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского состоялся ее первый творческий вечер, в котором Илзе танцевала семь хореографических номеров и балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М.Вебера (в дуэте с Андрисом Лиепой). В течении следующего года балерина подготовила еще два своих творческих вечера с новой программой (режиссер А.Чижова). С тех пор практически ежегодные «бенефисы» Илзе Лиепа на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского или Театра оперетты уже стали некой традицией для балетной жизни Москвы.

На одном из своих творческих вечеров Илзе станцевала «Кармен-сюиту» Ж.Бизе–Р.Щедрина в постановке Альберто Алонсо, став первой русской балериной, решившейся выступить в партии Кармен после Майи Плисецкой.

Одним из последних ярких событий, всколыхнувших театральную Москву, стали прошедшие в январе 2003 года на Новой сцене Большого театра творческие вечера Илзе «Жизнь без слов», в котором принимали участие звезды российского и мирового балета.

 

За время работы в Большом театре Илзе исполнила следующие партии в балетах: 

«Дон Кихот»  — Мерседес, болеро и цыганский танец;

«Раймонда» — мазурка и испанский танец;

«Калина красная» — Мать;

«Анюта»    — Цыганка, 1986 год, балетмейстер В.Васильев (первая исполнительница);

«Ромео и Джульетта»  — леди Капулетти, балетмейстер Л.Лавровский;

«Корсар»    — Зюльма;

«Фантазия на тему Казановы»   — Царица бала;

«Шехерезада» - Зобеида, 1993 год, балетмейстер М.Фокин, возобновление А.Лиепы и И.Фокиной на сцене

Мариинского, а затем Большого театра (первое исполнение в России);

«Белоснежка» — Королева-мать, 1996 год, балетмейстер Г.Майоров (первое исполнение);

«Пиковая дама»   — Графиня, 2001 год (первое исполнение в мировой премьере балета Ролана Пети).

В настоящее время много выступает в России и за рубежом в сольных и концертных программах с классическим и современным репертуаром: «Лебедь», «Видение розы», «Шехерезада», «Мадам Бовари», в номерах, поставленных К.Голейзовским и Л.Якобсоном. Специально для нее сочинены хореографические миниатюры балетмейстера Д.Брянцева, Г.Алексидзе, Т.Сердюковой.

Многие зрители узнали Илзе еще и благодаря кино. Она снималась в художественных фильмах:

«Блистающий мир» 1984 г.,

«Детство Бэмби» 1985 г.,

«Лермонтов» 1985 г.,

«Михайло Ломоносов» 1986 г.,

«Империя под ударом» 1999 г.

«Самозванцы» 2001 г.

Последние годы активно сотрудничает с драматическим театром, сыграв:

в 1998 году Марию Стюарт в пьесе Л.Разумовской «Ваша сестра и пленница» (режиссер Владимир Иванов, Петербургское агентство «Театральный дом»). За эту роль Илзе удостоена театральной премии «Хрустальная Турандот»;

в 2000 году Императрицу Екатерину в спектакле «Сон Императрицы» (автор пьесы и режиссер Андрей Максимов, Театр «Модерн»), театральная премия «Чайка»;

в 2002 году Маркизу де Люрсе в спектакле «Рамки приличий» (автор пьесы и режиссер Андрей Максимов, Театр имени Вл.Маяковского).

1991 году Илзе Лиепа окончила педагогическое отделение ГИТИСа. С 1994 года — художественный руководитель ассоциации «Золотой век», а в настоящий момент — член правления Благотворительного Фонда имени Мариса Лиепы.


В 1996 году удостоилась звания Заслуженной артистки России, а в 2002 году было присуждено звание Народной артистки России.

В 2003 году Илзе стала обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете».

6 июня 2003 года В.В.Путин подписал указ о присуждении Илзе Лиепа Государственной премии России в области литературы и искусства за 2002 год за постановку на сцене Большого театра спектакля «Пиковая дама».


Поразительная преданность профессии, унаследованная от отца, феноменальная работоспособность, талант, одержимость, упрямое желание всячески расширить театральный репертуар – заставляют Илзе Лиепа часто идти на риск, пробовать, искать, не останавливаться на достигнутом. Именно поэтому ей так часто сопутствует успех.