В то, что Майе Плисецкой 85, верится с очень большим трудом. Да и то только потому, что в Париже готовятся отпраздновать эту дату гала-концертом в театре Елисейских полей с участием звезд Большого и Мариинского театров.
В каждый свой приезд в Париж Майя Михайловна обаятельна и молода. Жизнь летит, но замечательная балерина провожает дни царственным наклоном головы, будто это не ее годы уходят. И время ей подвластно.
Плисецкая прилетела в Париж, чтобы присутствовать на двух французских премьерах в театре Шатле: опере «Очарованный странник» и балете «Конек-Горбунок». Музыку к спектаклям написал ее неизменный спутник по жизни и творчеству композитор Родион Щедрин.
Заодно она рассказала о вечере, который пройдет в ее честь в одном из самых красивых театров Парижа.
«Русский очевидец» задал Майе Михайловне и несколько общих вопросов.
- Как вы оцениваете современное состояние балета? Чей балет сейчас сильнее, русский или западный?
- Я не делю балет на русский и иностранный. Талант интернационален. Он вне границ. И либо он есть, либо отсутствует. Балет в XXI веке прекрасен, как никогда. Раньше такого балета не было. И балерин таких тоже не было никогда, и ни одной. То, что они сейчас делают – просто немыслимо. А мужчины! Раньше они блистали либо техникой, либо артистизмом. Сейчас просто бриллианты какие-то появились на сцене. Сияют всеми гранями.
- Вы не жалеете, что не танцуете в наше время?
- Я никогда не жалею о том, что невозможно.
- Какую из трупп современного балета вы бы выделили?
- Те талантливые представители современного танца, кого я знала, уже, к сожалению, состарились. После Бежара трудно кого-либо назвать. В Европе есть великий хореограф Матс Эк.
- Какой бы совет вы сегодня дали молодой балерине?
- По-настоящему и преданно любить свое дело. Ни на что не отвлекаться. Даже на детей. После родов никто, к сожалению, лучше не стал. Значит, что-то другое перевесило.
- Балет по-прежнему престиж России?
- Раньше нужно было чем-то хвастаться. Вот, гордились балетом. Лидеров стран и президентов водили обязательно на спектакли в Большой театр. Теперь такая необходимость отпала. Но ведь язык тела не требует перевода, он интернационален. И если политики, чтобы продвинуть свои дела, начинают с культуры, то почему бы и нет?
- Балетными столицами попеременно называют Париж, Лондон или Берлин. Чувствует ли артист разницу между публикой этих городов?
- Чувствовать должна как раз публика. И если артист настоящий, то зритель его принимает одинаково на разных концах планеты. Раньше часто повторяли такую шутку, что даже если дикаря привести в картинную галерею, он обязательно ткнет в шедевр. Настолько велика сила искусства.
- В каком театре заметнее преобладание ярких индивидуальностей, в Большом или парижской Опера?
- Кордебалету нужна дисциплина, даже муштра, независимо от той сцены, на которой он выступает. Солист – это индивидуальность и в драматическом театре, и в музыкальном, т.е. везде. И как раз эта его неповторимость и уникальность должна в первую очередь восприниматься публикой.
- Вы будете танцевать в театре Елисейских полей?
Майя Михайловна рассмеялась, а на вопрос ответил организатор торжественного вечера Андрис Лиепа:
«Майе Михайловне стоит только выйти на поклоны, она перебивает все выступления. Но танцевать Плисецкая, все же, будет. Вечер откроется десятиминутным документальным фильмом «Ave Майя», составленным из лучших отрывков ее выступлений. Вообще же, гала-вечер мы составили из комбинации русской классики и современного танца и пригласили и опытных артистов, и восходящих звезд. Развратный и безбашенный секс, групповой и жмж, с доминацией и без. Лучшие студенческие ролики собраны в коллекцию секс русских студентов ! Здесь найдется все для удовлетворения самого изысканного вкуса. Присматривайтесь внимательно. Возможно, в одном из видео, вы узнаете себя. На сцену выйдут Николай Цискаридзе, Мария Александрова, Илзе Лиепа, Евгения Образцова, Людмила Коновалова, Михаил Лобухин, Владимир Шкляров, Андрей Меркурьев».
Вечер состоится 6 декабря 2010 г. в театре Елисейских полей.
Елена ЯКУНИНА