Илзе Лиепа дала бенефис в образе Иды Рубинштейн

Москва, 15 декабря. В Большом театре устроили бенефис Илзе Лиепы. Звезда балета много гастролирует, играет в драматических спектаклях, снимается в кино и вместе с братом Андрисом возглавляет благотворительный фонд имени знаменитого отца, премьера Большого Мариса Лиепы. На сцене же главного театра страны Илзе выступает нечасто, поэтому любая постановка с ее участие вызывает ажиотаж среди столичных театралов. На этот раз Илзе представила сразу два балета — новую постановку «Ида Рубинштейн – Клеопатра» и уже известную «Пиковую даму». Билеты на вечер не продавали — попасть в Большой можно было только по пригласительным, отмечает корреспондент МТРК «Мир» Елена Шарова.

Кажется, ну зачем ей репетиции? Илзе Лиепа — живая легенда балета, сама уже давно преподает. Но она терпеливо раз за разом повторяет движения за французским хореографом Патриком де Бана. Новая постановка посвящена диве Серебряного века Иде Рубинштейн. Это балет о том, как Рубинштейн готовилась танцевать Клеопатру в постановке Дягилева, ставших одной из самых ярких ее ролей.

Задумка сделать биографический спектакль появилась у Андриса Лиепы еще 20 лет назад.

«Спектакль вышел в 1909 году. Ни видео, ни киноматериалов не сохранилось. Есть лишь 7-8 фотографий. По которым ним мы импровизировали, придумывали костюмы, образы, думали, как могла выглядеть Ида Рубинштейн», — рассказывает народный артист России, режиссер Андрис Лиепа.

Оказалось, обе балерины похожи внешне. Сыграть на мистическом сходстве Рубинштейн и Лиепы решил и хореограф Патрик де Бана. Он воссоздал «фирменные» движения Иды — поворот головы, поза — точно с египетских фресок.

«Если вы посмотрите на красавицу Илзе и возьмете фотографию Иды, вы увидите, что это один и тот же человек! Они похожи и по характеру: обе очень сильные, артистичные, красивые, и при этом у них большие сердца», — говорит хореограф Патрик де Бана.

Илзе Лиепа за час одноактного балета переодевается 12 раз. Для нее в правой кулисе собрали специальную передвижную гримерку. Одно платье экстравагантнее другого. Вот балерина Ида в бархатном восточном камзоле разучивает движения под руководством основателя современного балета Михаила Фокина. Затем в стразах и перьях блистает в парижских салонах. В платье телесного цвета соблазняет загадочного мистера G.

«Ида Рубинштейн была невероятно экстравагантной женщиной, она была законодательницей мод, поэтому такая смена костюмов. Это краска образа, а не просто желание балерины или женщины украсить себя на сцене», — поясняет народная артистка России Илзе Лиепа.

Как перчатки Илзе на сцене меняет и партнеров. Тут и премьер Большого Михаил Лобухин, и Илья Кузнецов из Мариинки, и Артем Ячменников из театра Станиславского и Немировича-Данченко. Они словно подчеркивают хрупкость Лиепы, эффект усиливают минималистичные декорации, за которые отвечал художник Павел Каплевич.

«В этом спектакле словно исследуется, что такое был мужчина для Иды Рубинштейн и для Клеопатры тоже. Это физическая сила, энергия. Нам это было важно: хрупкая женщина и огромные мужчины — Атланты, сфинксы», — рассуждает художник Павел Каплевич. «Тут все по полной программе», — резюмирует Каплевич.

Вопреки традиции, московская публика не первой увидела этот спектакль-биографию. Премьера была в июле этого года в Париже, потом постановку показали в Минске. И везде — аншлаги. Но если вначале 20 века зрители шли на Рубенштейн и Дягилева, то теперь уже имя Илзе Лиепы гарантирует полный зал в самом престижном театре страны.

МТРК МИР

Смотреть видео