Илзе Лиепа станцевала Клеопатру на липецкой сцене

За неделю до премьеры в Большом театре в Москве, 4 декабря в Липецке состоялась всероссийская премьера балета «Клеопатра – Ида Рубинштейн». В образе Клеопатры и одной из самых одиозных и загадочных женщин начала XX века, актрисы и балерины Иды Рубинштейн, предстала народная артистка России Илзе Лиепа.

- Я не могу сказать, что в Илзе от Иды, может быть, безумное стремление к творчеству, — после спектакля призналась артистка. – Все, что Ида Рубинштейн делала, даже вызывающие вещи, имело определенную планку. Этой планкой для нее было — самой быть предметом искусства, когда она обнаженная позировала Серову, и, в свою очередь, самой таким образом участвовать в создании предмета искусства. Вся ее жизнь была искусством, и сама она была искусством. И на этом пути она не останавливалась ни перед чем. И если надо было раздеться, она раздевалась, но это было другое раздевание, чем сняться в Плейбое.

Сама Илзе считает, что лишь прикоснулась к тайне ученицы актрисы Сары Бернар и балетмейстера Фокина, но полностью раскрыть ее не смогла. Критики от искусства до сих пор бьются над загадкой женщины, которая, не будучи профессиональной актрисой или балериной, смогла дать новое сцене и стать великой.

Об этом и спектакль, где на протяжении полутора часа Илзе Лиепа предстает сразу в нескольких образах. Вот она — одинокая стареющая женщина, живущая воспоминаниями. Вот — неумелая ученица, берущая частные уроки танца. Это – светская львица,  у ног которой Париж. Здесь Клеопатра, которая чуть более ста лет назад вместе с «Русскими сезонами» Дягилева покорила Париж. Не случайно «Русские сезоны XXI века», проект благотворительного фонда имени Мариса Лиепы, с новым спектаклем стартовали именно во Франции, откуда «Клеопатра» уже начинала свое триумфальное шествие. Мировая премьера балета «Клеопатра– Ида Рубинштейн» прошла в Париже в июле этого года. — Мы таким образом сейчас возвращаемся в эпоху Дягилева на сто лет назад. Сто лет назад был такой же ажиотаж вокруг балета. И сегодня в театре происходить тоже самое – люди собираются, красиво одеваются для того, чтобы увидеть настоящий балет из «Русских сезонов», — рассказал президент Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы Андрис Лиепа.

И как сто лет назад про сезоны Дягилева говорили, что они являются нарушением всех классических канонов балета, так и сейчас можно сказать, что Лиепы показали другой балет. — Это то, к чему я всегда стремилась, что всегда делала, — скажет после спектакля Илзе Лиепа. — Осмысление того, что делаю, чтобы балетный спектакль был и драматическим спектаклем одновременно.

Перед драматическим спектаклем с балетным уклоном, как определил его Андрис Лиепа, гостям пришлось переделывать липецкую сцену. Благодаря декорациям сцена стала визуально больше, ее насытили дополнительным светом. В Липецке премьера балета состоялась благодаря давним дружеским связям между Липецкой торгово-промышленной палатой и Андирисом Лиепой.

- У нас давно дружба с Андрисом Лиепа. В прошлом году он был участником большого экологического форума. К тому же этот спектакль — это настоящее меценатство, когда благотворительный фонд имени Мариса Лиепы участвует в культурной жизни нашей области, а предприятия, которые являются базовыми в нашей области, делают подарок своим работникам, — заявил президент  Липецкой ТПП Анатолий Гольцов. Прийти на звездную премьеру можно было только по пригласительному билету. Их распространяли среди своих сотрудников, предприятия и организации, выступившие спонсором всероссийской премьеры в Липецке. Показ балета «Клеопатра – Ида Рубинштейн» в Москве состоится 11 декабря.

Фото Николая Черкасова

Lipetskmedia.ri