Проект «Русские сезоны XXI века» представят нынешней осенью на сцене Большого театра оперы и балета постановки «Шахерезада» и «Жар-птица» с участием звезд Большого и Мариинского театров, а также «Кремлевского балета».
Протокол о намерениях с Национальным академическим Большим театром оперы и балета на минувшей неделе от имени благотворительного фонда имени Мариса Лиепы заключил народный артист России, режиссер-постановщик, продюсер и выдающийся танцовщик, а также основатель и идейный вдохновитель проекта «Русские сезоны XXI века» Андрис Лиепа. Ожидается, что первый показ в рамках данного соглашения пройдет в Минске 22 октября.
Проект «Русские сезоны XXI века» представят нынешней осенью на сцене Большого театра оперы и балета постановки «Шахерезада» и «Жар-птица» с участием звезд Большого и Мариинского театров, а также «Кремлевского балета».
Протокол о намерениях с Национальным академическим Большим театром оперы и балета на минувшей неделе от имени благотворительного фонда имени Мариса Лиепы заключил народный артист России, режиссер-постановщик, продюсер и выдающийся танцовщик, а также основатель и идейный вдохновитель проекта «Русские сезоны XXI века» Андрис Лиепа. Ожидается, что первый показ в рамках данного соглашения пройдет в Минске 22 октября.
Проект «Русские сезоны», основанный знаменитым русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым, в свое время стал мощнейшим инструментом популяризации российской культуры за рубежом. Начиная с грандиозного успеха выставки русских художников на парижском Осеннем салоне в 1906 году и вплоть до смерти Дягилева в 1929 году эти ежегодные гастроли русских артистов в Париже вызывали неподдельный интерес у европейской публики.
В 1907 году в рамках сезонов прошли Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова и других известных композиторов. В 1908 году состоялись оперные сезоны, в которых фурор произвел спевший в «Борисе Годунове» Федор Шаляпин. Французская шутка того времени гласила: «Русские дважды брали Париж. Один раз в марте 1814 года, второй раз — своими балетными сезонами в 1908 году.
В 1909 году Дягилев привез в Париж русский балет, а в 1911-м им была основана балетная компания. Причем, по общему признанию, дягилевская антреприза оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Им в значительной степени были раскрыты таланты одаренных танцовщиков и хореографов Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали Леон Бакст и Александр Бенуа.
Спустя столетие, в 2007 году, уникальное культурное событие родилось заново на сцене театра Champs-Elysees в Париже, где были открыты гастроли проекта «Русские сезоны XXI века». Весной этого года на той же сцене они продолжились вечером в честь столетия легендарных балетов «Русских сезонов» С. Дягилева «Жар-птица» И. Стравинского и «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова. Осенью увидеть легендарные постановки, по всей вероятности, смогут и жители белорусской столицы.
В спектаклях представлены восстановленные по эскизам за немалые деньги оригинальные декорации и костюмы Бакста и Головина и переданная «из ног в ноги» хореография Михаила Фокина. «Трудно найти в истории искусства спектакли, которые 100 лет подряд идут в неизмененном, первозданном виде, в котором они были поставлены, — говорит А. Лиепа. — Дягилеву удалось в начале прошлого века создать спектакли, которые смотрятся современно до сих пор, хотя и с флером того фантастического ощущения, что это «Русские сезоны» того времени».
«Идея возобновить в России постановки из «Русских сезонов» возникла в 1992 году. Подобное явление абсолютно органично для нашей семьи, потому что мой отец в свое время также восстанавливал один из спектаклей «Русских сезонов», так что существует преемственность поколений», — отметил на пресс-конференции в Минске А. Лиепа.
Цена билетов на постановки пока не определена. По словам А. Лиепы, «организаторам предстоит в течение месяца свести воедино все слагаемые, от которых зависит стоимость билетов. Причем выигрыш от постановок в данном случае не столь важен, ведь заработать на балете при таком количестве артистов и декораций практически невозможно. Работа над спектаклями требует огромных усилий. Привезти в Минск «Русские сезоны XXI века» — значит привезти 85 артистов и два трейлера с декорациями».
«Дягилевская антреприза — это частная антреприза. Поэтому то, что делается, например, на уровне двух государств, когда подписывается договор о сотрудничестве, проходит год культуры, например, России в Беларуси, — это все идет на другом уровне. Мы первопроходцы, потому что занимаемся тем, чем занимался Дягилев. Это частная антреприза. То, что интересно творческим людям, еще каким-то образом должно выживать и существовать. Нашему проекту 18 лет, и я могу сказать, что Дягилева называли виртуозом займов, эту же роль исполняю и я на сегодняшний день. Я продюсер поневоле», — посетовал народный артист России.
Несмотря на сложности, устроители «минских сезонов» надеются, что в нынешнем году премьеры пройдут хорошо и в следующий раз в Минск можно будет привезти новый репертуар. «Нужно с чего-то начать. Успех спектаклей зависит от публики». Так, по словам А. Лиепы, в Париже после премьеры билеты были проданы за полтора месяца до следующих гастролей.
Идейный вдохновитель проекта также добавил, что следующим этапом вполне может стать приезд в Минск легендарной постановки «Синий бог» с известным Николаем Цискаридзе. В нынешней белорусской премьере танцовщик задействован не будет, так как занят в другой постановке. На этот раз минская публика сможет насладиться творчеством Илзе Лиепы и Фаруха Рузиматова.
Следует отметить, что, кроме непосредственно реконструкций спектаклей в рамках проекта «Русские сезоны XXI века», множество спектаклей также было поставлено в различных театрах мира: в Риме, Марселе, Дрездене, Флоренции, Латвии. По словам инициатора проекта, «возможно, в следующем году мы привезем новый репертуар и поставим его совместно с труппой минского театра».
Говоря о творческих проектах, которые могут быть реализованы в Беларуси, А. Лиепа отметил, что в будущем он, возможно, привезет в Минск фильм под названием «Возвращение Жар-птицы», который готов показать студентам хореографического колледжа. «У меня есть такая форма сотрудничества, когда я приглашаю учеников художественных школ посмотреть фильм на тему «Русских сезонов XXI века» и сделать картины. Причем, как ни странно, детские картины не уступают произведениям профессионалов».
К слову сказать, ярый сторонник реконструкции балетной классики, А. Лиепа вовсе не чужд и современных форм. «К сожалению, работа артистов балета узкоспециализированная, в ней тяжело и некомфортно. Заниматься исключительно балетом мне не хватает усидчивости. Если я занимаюсь только балетными постановками, начинаю закисать. Я организовываю показы моды, снимаю клипы и не стесняюсь этого. Есть такое выражение: все виды искусства хороши, кроме скучного».
Так, наиболее интересные последние работы, по мнению А. Лиепы, были сделаны им в сотрудничестве с Анитой Цой, Михаилом Шуфутинским, Михаилом Турецким, Тамарой Гвердцители, а также с цирком Юрия Никулина, где А. Лиепа поставил два детских спектакля. И, кстати, он же участвовал в постановке первоначального белорусского номера для нынешнего «Евровидения». Так что скучать маэстро явно не приходится.
Проект «Русские сезоны», основанный знаменитым русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым, в свое время стал мощнейшим инструментом популяризации российской культуры за рубежом. Начиная с грандиозного успеха выставки русских художников на парижском Осеннем салоне в 1906 году и вплоть до смерти Дягилева в 1929 году эти ежегодные гастроли русских артистов в Париже вызывали неподдельный интерес у европейской публики.
В 1907 году в рамках сезонов прошли Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова и других известных композиторов. В 1908 году состоялись оперные сезоны, в которых фурор произвел спевший в «Борисе Годунове» Федор Шаляпин. Французская шутка того времени гласила: «Русские дважды брали Париж. Один раз в марте 1814 года, второй раз — своими балетными сезонами в 1908 году.
В 1909 году Дягилев привез в Париж русский балет, а в 1911-м им была основана балетная компания. Причем, по общему признанию, дягилевская антреприза оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Им в значительной степени были раскрыты таланты одаренных танцовщиков и хореографов Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали Леон Бакст и Александр Бенуа.
Спустя столетие, в 2007 году, уникальное культурное событие родилось заново на сцене театра Champs-Elysees в Париже, где были открыты гастроли проекта «Русские сезоны XXI века». Весной этого года на той же сцене они продолжились вечером в честь столетия легендарных балетов «Русских сезонов» С. Дягилева «Жар-птица» И. Стравинского и «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова. Осенью увидеть легендарные постановки, по всей вероятности, смогут и жители белорусской столицы.
В спектаклях представлены восстановленные по эскизам за немалые деньги оригинальные декорации и костюмы Бакста и Головина и переданная «из ног в ноги» хореография Михаила Фокина. «Трудно найти в истории искусства спектакли, которые 100 лет подряд идут в неизмененном, первозданном виде, в котором они были поставлены, — говорит А. Лиепа. — Дягилеву удалось в начале прошлого века создать спектакли, которые смотрятся современно до сих пор, хотя и с флером того фантастического ощущения, что это «Русские сезоны» того времени».
«Идея возобновить в России постановки из «Русских сезонов» возникла в 1992 году. Подобное явление абсолютно органично для нашей семьи, потому что мой отец в свое время также восстанавливал один из спектаклей «Русских сезонов», так что существует преемственность поколений», — отметил на пресс-конференции в Минске А. Лиепа.
Цена билетов на постановки пока не определена. По словам А. Лиепы, «организаторам предстоит в течение месяца свести воедино все слагаемые, от которых зависит стоимость билетов. Причем выигрыш от постановок в данном случае не столь важен, ведь заработать на балете при таком количестве артистов и декораций практически невозможно. Работа над спектаклями требует огромных усилий. Привезти в Минск «Русские сезоны XXI века» — значит привезти 85 артистов и два трейлера с декорациями».
«Дягилевская антреприза — это частная антреприза. Поэтому то, что делается, например, на уровне двух государств, когда подписывается договор о сотрудничестве, проходит год культуры, например, России в Беларуси, — это все идет на другом уровне. Мы первопроходцы, потому что занимаемся тем, чем занимался Дягилев. Это частная антреприза. То, что интересно творческим людям, еще каким-то образом должно выживать и существовать. Нашему проекту 18 лет, и я могу сказать, что Дягилева называли виртуозом займов, эту же роль исполняю и я на сегодняшний день. Я продюсер поневоле», — посетовал народный артист России.
Несмотря на сложности, устроители «минских сезонов» надеются, что в нынешнем году премьеры пройдут хорошо и в следующий раз в Минск можно будет привезти новый репертуар. «Нужно с чего-то начать. Успех спектаклей зависит от публики». Так, по словам А. Лиепы, в Париже после премьеры билеты были проданы за полтора месяца до следующих гастролей.
Идейный вдохновитель проекта также добавил, что следующим этапом вполне может стать приезд в Минск легендарной постановки «Синий бог» с известным Николаем Цискаридзе. В нынешней белорусской премьере танцовщик задействован не будет, так как занят в другой постановке. На этот раз минская публика сможет насладиться творчеством Илзе Лиепы и Фаруха Рузиматова.
Следует отметить, что, кроме непосредственно реконструкций спектаклей в рамках проекта «Русские сезоны XXI века», множество спектаклей также было поставлено в различных театрах мира: в Риме, Марселе, Дрездене, Флоренции, Латвии. По словам инициатора проекта, «возможно, в следующем году мы привезем новый репертуар и поставим его совместно с труппой минского театра».
Говоря о творческих проектах, которые могут быть реализованы в Беларуси, А. Лиепа отметил, что в будущем он, возможно, привезет в Минск фильм под названием «Возвращение Жар-птицы», который готов показать студентам хореографического колледжа. «У меня есть такая форма сотрудничества, когда я приглашаю учеников художественных школ посмотреть фильм на тему «Русских сезонов XXI века» и сделать картины. Причем, как ни странно, детские картины не уступают произведениям профессионалов».
К слову сказать, ярый сторонник реконструкции балетной классики, А. Лиепа вовсе не чужд и современных форм. «К сожалению, работа артистов балета узкоспециализированная, в ней тяжело и некомфортно. Заниматься исключительно балетом мне не хватает усидчивости. Если я занимаюсь только балетными постановками, начинаю закисать. Я организовываю показы моды, снимаю клипы и не стесняюсь этого. Есть такое выражение: все виды искусства хороши, кроме скучного».
Так, наиболее интересные последние работы, по мнению А. Лиепы, были сделаны им в сотрудничестве с Анитой Цой, Михаилом Шуфутинским, Михаилом Турецким, Тамарой Гвердцители, а также с цирком Юрия Никулина, где А. Лиепа поставил два детских спектакля. И, кстати, он же участвовал в постановке первоначального белорусского номера для нынешнего «Евровидения». Так что скучать маэстро явно не приходится.
Анна Жданович