В Башкирском государственном театре оперы и балета побывал всемирно известный танцовщик Андрис Лиепа. Он прилетел на один день, чтобы… глазами Рудольфа Нуреева взглянуть на знаменитый зрительный зал, сцену, которые некогда пленили семилетнего Рудика и определили его предназначение — всю жизнь посвятить танцу. А дело все в том, что Андрис играет роль рассказчика в документальном фильме о Рудольфе Нурееве, рабочее название ленты — «Мятежный демон».
Съемки ведет кинокомпания «Свой почерк». Она существует более пятнадцати лет и завоевала авторитет на российском рынке теле- и кинопродукции. Рабочую группу возглавляет основатель компании и продюсер Альфия Чеботарева, ей помогает режиссер Татьяна Малова. После Уфы кинематографисты выехали в Казань, оттуда — в Санкт-Петербург, далее — в Париж.
Съемки проводились в памятных местах столицы Башкортостана, расположенных, главным образом, на маршруте уфимского путешествия Нуреева в тот далекий ноябрьский день 1987 года, когда впервые за много лет он приехал в родной город. Приехал на считанные часы, чтобы проститься с умирающей матерью…
Театр, хореографическое училище, художественный музей имени Нестерова, улица Зенцова, где жила семья Нуреевых, высокий берег Белой у памятника Салавату Юлаеву, откуда, совсем еще маленьким, Рудольф смотрел на проходящие поезда, мечтая, что когда-нибудь один из них унесет его в балетный город Ленинград…
Участие Андриса Лиепы в фильме не случайно. Его отец, выдающийся танцовщик, премьер Большого театра Марис Лиепа дружил с Рудольфом Нуреевым. В тот знаменитый приезд в Россию первый свой визит Бог танца XX века нанес семье Лиепы. Андрис в те поры уже был солистом Большого театра, исполнял главные партии, его называли солнечным мальчиком — не только за золотые волосы, но и за теплое обаяние, которое излучал он на сцене. Тогда Андриса потрясли слова Нуреева: «Всю жизнь танцевать балеты одного хореографа в одном театре, не танцуя Бежара, Баланчина, Пети, Макмиллана, все равно что говорить на одном языке, не зная никакого другого…»
В 1988 году Андрису первому из танцовщиков периода перестройки было разрешено стать участником американской балетной труппы. Андрис Лиепа и его партнерша Нина Ананиашвили исполнили «Вариацию Раймонды», «Аполлона», «Симфонию Си» (хореография Джорджа Баланчина) в составе труппы New York City Ballet. Немногим позже молодой Лиепа уже работал в American Ballet Theatre, воплощая на его сцене образы Принца Зигфрида, Ромео и других в сотрудничестве с такими постановщиками, как Михаил Барышников, Кеннет Макмиллан и Джорж Баланчин. Честью видеть Андриса Лиепу на своей сцене считали многие европейские, японские и американские театры. Ему рукоплескали Париж, Милан, Рим, Лозанна…
С 1989 года он тесно сотрудничает с труппой Мариинского театра Санкт-Петербурга, куда его пригласил Олег Виноградов. В составе этого коллектива Андрис Лиепа исполнял партии из балетов «Видение розы», который был восстановлен его отцом, «Петрушка» и многих других. Не менее плодотворным было сотрудничество Андриса со звездой Большого театра Владимиром Васильевым, который стал постановщиком «Макбета» и «Золушки».
…Из-за серьезной травмы Андрис рано ушел со сцены. А сегодня нашему гостю только-только исполнилось пятьдесят. Его энергии и кипучей деятельности можно позавидовать. Пятнадцать лет назад организовал и возглавляет Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы. Андрис известен как талантливый режиссер-постановщик. Благодаря его участию и инициативе проводятся многочисленные вечера и культурные акции, направленные на развитие и популяризацию балетного и оперного искусства. Событиями стали вечера памяти Мариса Лиепы, юбилейные концерты Майи Плисецкой и Галины Вишневской.
Особого уважения заслуживает идея возрождения легендарных “Русских сезонов” Сергея Дягилева. Андрис Лиепа успешно восстанавливает спектакли, которые в свое время потрясали французских зрителей. Современная публика увидела реанимированные варианты “Петрушки”, “Жар-птицы”, “Шахерезады”… Кстати, Андрис успел станцевать в них главные партии. Проект реализуется с помощью труппы театра “Кремлевский балет” и его художественного руководителя Андрея Петрова. Полюбившийся всем гость не исключает возможности того, что в обозримом будущем спектакли “Русских сезонов” увидят и уфимские зрители. А пока в подарок — роскошно изданный буклет “Русские сезоны” с автографом и шутливым автопортретом (вы видите его ниже), а также двухчасовой фильм о жизни и творчестве отца с уникальными фрагментами из балетов.
…Общаясь с Андрисом, неизбежно попадаешь в плен обаяния, открытости, доброжелательности этого человека. Ему очень понравился наш театр, его лестница, зеркала, люстры, зрительный зал. Он поднялся на сцену, где были установлены декорации для вечернего представления “Щелкунчика”. Не удержался, сделал несколько изящных па и сказал, что Принц в этом балете Григоровича стал одной из первых его главных партий в Большом театре.
Андриса не утомляло множество кинодублей в зрительном зале и музее Рудольфа Нуреева. Каждый экспонат он рассматривал с радостью узнавания:
- Вот такой грим фирмы Maxfactor папа привозил из-за границы, в Советском Союзе его тогда не было… Обратите внимание на костюм Джеймса — Рудольф учил меня делать именно такие вытачки — не прямые, а застроченные под углом, благодаря этому силуэт становится стройнее, изящнее… А вот афиша театра на Елисейских полях, я там выступал…
Он с упоением рассказывал о Нурееве, с которым много встречался за рубежом, видел в спектаклях и в чьих балетах сам танцевал, например, Зигфрида в “Лебедином озере”. И с интересом слушал наши рассказы об уфимской жизни великого Руди. В перерыве между съемками Андрис дал интервью телеканалу “Культура-Башкортостан”, а в конце дня возложил цветы к барельефу Нуреева на здании театра. И все время не расставался с фотокамерой — снимал понравившиеся интерьеры Башкирского оперного, экспонаты, собеседников… Обещал прислать снимки по электронной почте…
Сейчас наш друг уже в Париже. Специально для съемок фильма купил детскую железную дорогу — любимую игрушку Рудольфа, и хочет пустить маленький поезд на площади перед Гранд-опера…
Нина ЖИЛЕНКО
«Вечерняя Уфа»