Балет
Музыка – Александр Скрябин
Хореография – Уэйн Иглинг (Wayne Eagling, English National Ballet)
Костюмы и декорации – Леон Бакст
Восстановление костюмов и декораций - Анна Нежная
Синий Бог – народный артист России Николай Цискаридзе
Богиня – народная артистка России Илзе Лиепа
Девушка – заслуженная артистка России Наталья Балахничева
Юноша – Юрий Белоусов
и балетная труппа театра «Кремлевский балет»
Премьера восстановленного спектакля состоялась 25 октября 2005 года на сцене
Государственного Кремлевского Дворца.
Андрис Лиепа «Синий Бог» - Второе рождение.
Идея создать балет с декорациями и костюмами Бакста родилась в 1992 году. Очень не многое, что осталось от той постановки возбуждало в моем воображении картины древнего индийского храма на берегу озера в зарослях лотоса. Но в голове был какой-то сумбур. Длинные процессии жрецов в белых одеждах, змеи, фантастически красивый костюм Вацлава Нижинского, фотография Тамары Карсавиной и множество противоречивых воспоминаний современников Сергея Дягилева. Постановку и хореографию осуществлял Михаил Фокин. Все элементы выстраивались постепенно в ряд. Но был один, но существенный пробел. Это музыка. В одной гастрольной поездке в Париж, мне удалось с огромным трудом заполучить клавир оригинальной музыки Рейнальдо Хана. Началась кропотливая работа по поиску недостающих эскизов костюмов, материалов и чтение статей о постановке. Не всем рецензиям можно верить на слово, и, наверное, верно выражение – лучше один раз самому увидеть, чем сто раз услышать. Музыку играла в фортепьянном изложении Людмила Свешникова, пианистка из Мариинского театра. Мне удалось сделать составы: Синий Бог – Фарух Рузиматов, Девушка – Диана Вишнева, Юноша – Андриан Фадеев, Дирижер – Александр Титов. Но той постановке не суждено было состояться.
И вот 2005 год… Москва… Кремль… Сердце России. Все готово к осуществлению мечты, но сомнения вызывает музыка. В Дрездене на постановке «Жар-птицы» и «Петрушки» я вновь встречаюсь с А.Титовым, и он предлагает поменять музыку. Мы перебрали всех композиторов, и мое внимание остановилось на фразе «… а возьмите Скрябина». Это как молния пробежало по сознанию. Я возвращаюсь в Москву, нахожу книги об Александре Николаевиче, покупаю диски с его музыкой, и из этого выкристаллизовывается музыкальная канва. Первая часть «Божественной поэмы» и «Поэма экстаза» целиком. Скрябин, по воспоминаниям современников, мечтал об исполнении этих произведений в Индии в несуществующем храме в горах. Так что произведение свело воедино гениальную музыку Скрябина и наше восстановление спектакля. Он мечтал о хореографическом решении, об уникалькальных световых эффектах при исполнении своей музыки.
Я думаю, нам это удастся сделать. Наверное, не случайно, что либретто Жанна Кокто, в моей интерпретации, прекрасно ложиться на музыку Скрябина.
Дело осталось за малым. Найти исполнителя, который мог бы исполнить партию Нижинского. Сейчас балет ставится на Николая Цискаридзе (Синий Бог), Илзе Лиепа (Богиня) и артистов театра «Кремлевский балет».
Декорации и костюмы Бакста восстанавливает Анна Нежная. Я видел декорации в мастерских театра Российской Армии – это потрясающе красиво. И вспомнил, как 14 лет назад впервые увидел на том же полу декорации «Жар-птицы» Головина. Но так бывает. Дежа Вю в моей жизни не редкость.
Сцену Кремлевского Дворца я полюбил с детства. На ней прошли почти все детские школьные премьеры, и мои премьеры Большого. И вот я опять на той же сцене, как два года назад, когда Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы привозил на гастроли Римский балет с хореографией М.Фокина. К сожалению, именно от хореографии «Синего Бога» не осталось ничего, кроме фотографий. Мне пришлось принять на себя смелость о приглашении Уэйна Иглинга на постановку «Синего Бога», и я ни на минуту не сомневался в его тонкости и таланте. Мы думаем одинаково и очень похожи наши взгляды на то, как можно дать спектаклю второе рождение. Такие примеры редки, но они бывают.
Эта постановка посвящается всем создателям спектакля 1912 года в Париже, но это то, что мы видим сегодня на тему того балета.