С 8 по 13 июля 2014 года Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы представляет в Лондоне в рамках DIAGHILEV FESTIVAL программу «Русские сезоны XXI века» с участием труппы Государственного академического Детского музыкального театра имени Наталии Сац и Звезд российского балета. На сцене театра Колизеум (London Coliseum) будут показаны оперные и балетные постановки «Русских сезонов XXI века» последних сезонов.
Программа приурочена к 100-летию оперы-балета «Золотой петушок» и является ретроспективой спектаклей, воссоздающих знаменитые постановки Михаила Фокина, представленные легендарным хореографом в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева более столетия назад. Андрис Лиепа – создатель, вдохновитель и художественный руководитель проекта «Русские сезона XXI века» стал одним из постановщиков реконструкций. На сцене Театра им. Н. Сац знаменитые дягилевские спектакли получили новую жизнь. Режиссёром-постановщиком оперы-балета «Золотой петушок» совместно с А. Лиепой яляется художественный руководитель театра Георгий Исаакян, а реконструкции балетов Фокина осуществлены в сотрудничестве с художественным руководителем балетной труппы театра Владимиром Кирилловым.
Открывает программу гастролей опера-балет «Золотой петушок» (8, 9, 10 июля в 19.30.)
В этой постановке 2013 года А. Лиепа и Г. Исаакян воссоздали одну из самых оригинальных версий «небылицы в лицах» (такой подзаголовок дал сам Римский-Корсаков своей партитуре). Представленный «Золотой Петушок» — это опера-балет, реконструкция легендарного спектакля 1914 года, последней работы выдающегося хореографа Михаила Фокина в антрепризе «Русские сезоны» Сергея Дягилева. В спектакле всё поражает воображение: музыка Римского-Корсакова, эффектные декорации художницы-авангардистки Наталии Гончаровой (реконструкция Вячеслава Окунева), самобытная хореография Гали Абайдулова, созданная по мотивам единичных свидетельств оригинальной хореографии Михаила Фокина. Необычное сочетание оперы, балета и даже концертного шоу делает «Золотой петушок» удивительно ярким и захватывающим спектаклем.
11 июля (начало в 19.30) и 12 июля (начало в 14.30 и в 19.30) на сцене театра Колизеум будут показаны одноактные балеты «Петрушка», «Шопениана» и «Половецкие пляски».
Балет «Петрушка» на музыку И.Стравинского был поставлен в Театре Сац А.Лиепой и Г. Исаакяном в 2012-м году и стал первой совместной работой Андриса Лиепы с балетной труппой театра.Удивительно красивое оформление спектакля восстановлено художниками Анной и Анатолием Нежными по эскизам А.Бенуа. В композиции этого балета, в новаторском смешении традиций, русского фольклора с итальянской «комедией масок», — в такой игре стилями И.Стравинский и М.Фокин в своё время выступили первопроходцами.
«Шопениана» и «Половецкие пляски» — премьеры мая 2014 года. Неофольклор «Петрушки», белый балет «Шопенианы», стихийная мощь и стилистическая свобода танца «Половецких плясок», — все эти балеты демонстрируют многообразие тенденций русского балета начала ХХ века. «Шопениана», ставшая квинтэссенцией классико-романтического стиля в балете, поставлена на музыку фортепианных произведений Ф.Шопена, оркестрованных С.Танеевым и А. Лядовым, костюмы и декорации созданы по эскизам А. Бенуа.
Одноактная постановка на музыку второго, «половецкого», акта оперы «Князь Игорь» стала следующим после «Шопенианы» спектаклем М.Фокина и невероятно контрастным «белому балету» танцевальным опытом. Однако, именно благодаря своей противоположности эти балеты часто исполняются в один вечер, что еще более подчеркивает их красоту и самобытность. М.Фокиным изумительно схвачено ритмическое своеобразие и хореографическая выпуклость музыки Бородина. В своих «Половецких плясках» Михаил Фокин воссоздаёт поразительный по энергетике и стихийному буйству массовый этнографический танец. Никакие характерные и ориентальные танцы прежних времён не идут в сравнение с авангардным фокинским прочтением этой легендарной танцевальной сюиты. А невероятную импульсивность этой постановки подчёркивают великолепные декорации Николая Рериха.
13 июля (начало в 15.00) состоится гала-концерт, в программу которого войдут одноактные балеты «Шехеразада», «Половецкие пляски» и сцена из оперы-балета «Золотой петушок».
Поставленная М.Фокиным в 1910-м году, «Шехеразада» в то время поразила публику пышными декорациями, эффектными костюмами, самобытным претворением восточных интонаций музыки Н.Римского-Корсакова, — всё это сделало «Шахеразаду» одним из самых ярких воплощений темы сказочного Востока в балете. Не случайно именно с премьерой этого балета в дягилевской антрепризе связывают парижскую моду начала века на восточные тюрбаны, драпировки и всевозможные ориентальные аксессуары. Художником-постановщиком этого балета стал Л.Бакст, а красивейший занавес был выполнен по эскизам В.Серова. Также в программе гала-концерта — одноактный балет «Половецкие пляски» и фрагменты оперы-балета «Золотой петушок».
«Балеты дягилевской антрепризы — это настоящее сокровище русской культуры», — считает Андрис Лиепа. – «это музыка великих композиторов, декорации великих художников и традиции выдающегося хореографа».
Фото Елены Лапиной