В прошлую субботу Минск был не просто родным и любимым городом. Именно сюда, как ранее в Париж, Лондон, приехали «Русские сезоны ХХI века». Андрис Лиепа и почти сто человек труппы устроили настоящий праздник в Белорусском театре оперы и балета. Счастливые зрители чувствовали себя французской богемой, закатывали глаза от восторга и самоотверженно дарили аплодисменты.
Занавес поднимается
Не спешите терзать «гугл» запросами «Русские сезоны». Если вы до сих пор пребываете в неведении, что это и как, то лучше читайте дальше. «Русскими сезонами» («Les Saisons Russes») в начале ХХ-ого века стали называться ежегодные зарубежные выступления русских артистов. Заново открыл миру отечественное искусство Сергей Дягилев. Склонный к авантюрам, в один из парижских сезонов он сделал ставку на балет, который тогда переживал не лучшие времена и был довольно замкнутым на традициях искусством.
Но под влиянием дерзкого новаторства Дягилева балет стал необычайно притягательным и волнующим. Русской хореографией восхищались европейские умы и сердца.
К балету потянулись все самые талантливые представители музыки, хореографии, живописи…
«Все, что было создано в балетном мире после Дягилева, все равно имеет какое-то отношение к нему», — Андрис Лиепа
Думаю, теперь вы понимаете, что сложно переоценить риск, на который пошел Андрис Лиепа. Возродить настоящую легенду кажется невыполнимой миссией. Однако Лиепа прекрасно справился с поставленной задачей. «Русские сезоны», теперь уже под «капитанством» Андриса Лиепы, снова покоряют ведущие европейские столицы, вызывают невероятный восторг и восхищение.
В нынешний сезон белорусские зрители смогли оценить сразу три балета: «Тамар», «Болеро», а также «Адажиетто» от специального гостя проекта – народного артиста России, лауреата международных конкурсов Фаруха Рузиматова.
«Болеро»
«Болеро», музыкальное произведение, было написано Морисом Равелем по заказу Иды Рубинштейн. Изначально великая российская танцовщица в своих письмах к Равелю просила его создать какие-то интересные зарисовки на тему испанских композиторов. Однако гордому французу не хотелось делать то, что делали вокруг многие. Тогда Ида Рубинштейн в своем письме назвала Равеля исключительно талантливым композитором, способным создать бессмертное произведение. Через двадцать дней появилась одна из величайших мелодий в музыкальном мире, это «Болеро».
«К сожалению, сам Морис Равель ее не очень ценил. Его расстроило, что такая легкая музыка стала популярнее, чем все, что он до этого написал», — Андрис Лиепа.
Жаль, что имя самого композитора сейчас знакомо лишь единицам. Зато музыку «Болеро» знают все и ее нередко можно услышать в качестве рингтона для мобильного телефона.
Илзе Лиепа приехала в Минск и станцевала ведущую партию в «Болеро». И, как считает Андрис Лиепа, да и многие другие, роль Иды Рубинштейн вряд ли кому-то удастся лучше. И с точки зрения эмоций, и с точки зрения стиля.
«Тамар»
Балет «Тамар» был поставлен Михаилом Фокиным для Тамары Карсавиной. Вдохновил его на этот спектакль маленький стихотворный опус Михаила Лермонтова.
«Этот спектакль в течение четырех лет мы с огромным успехом возим по нашим «Русским сезонам». «Тамар» был в Париже, «Тамар» был в Лондоне. И я надеюсь, что Беларусь станет очень хорошим гнездышком, где этот спектакль сможет поселиться. Потому что именно «Тамар» мы сейчас ставим с белорусским театром. И 9 ноября у нас состоится премьерный спектакль», — Андрис Лиепа.
Для того чтобы исполнить на минской сцене балет «Тамар», к нам приехала труппа «Кремлевского балета». Солировали заслуженные артисты России Александра Тимофеева и Илья Кузнецов.
«Адажиетто»
Человек-загадка, гений, обладающий исключительной манерой танца и сумасшедшей энергетикой, народный артист России Фарух Рузиматов выступил в Минске с нашумевшим «Адажиетто».
Невероятно скромный в жизни, Рузиматов показал на сцене невероятное действо, поразившее до глубины души всех зрителей.
«Настолько уникальная постановка, что каждый раз позволяет погружаться в мир удивительных фантазий. Я много раз видел в исполнении Фаруха этот балет. И каждый раз это — откровение, и каждый раз зритель с замиранием сердца потом не отпускает великолепного артиста со сцены. И я очень рад, что этот номер мы посвящаем Дягилеву. Это своего рода дань уважения», — Андрис Лиепа.
Декорации
«Русские сезоны ХХI» века не смогли бы существовать без удивительных декораций, созданных талантливым дуэтом художников Анны и Анатолия Нежных. С Андрисом Лиепой они работают уже почти двадцать лет (с 1992 года). В своем творчестве Анна и Анатолий объединили театр, живопись, шоу и дизайн.
Нельзя недооценивать их труд. Ведь именно на их плечах лежит задача восстановить атмосферу, которая царила в начале ХХ-ого века, сделать максимально исторически достоверными декорации и костюмы.
Например, при работе над декорациями балета «Болеро» художники изучали творения Бенуа, графику Гойи, все материалы, которые хоть как-то связаны с художественным оформлением балетов Дягилева прошлого столетия.
«Основная идея – это работать не только с наследием Бенуа, но и уловить ход его мыслей», — Анна Нежная.
Не только мы ценим труд художников, но и Андрис Лиепа признался, что невероятно счастлив работать с такими талантливыми людьми. И выразил желание сделать в будущем проект специально для Анны и Анатолия Нежных, чтобы зрители могли оценить их работы, как художников.
Опуская занавес
Представление закончилось. Зал нехотя опустел. Но чудесное ощущение частички прекрасного в сердце никуда не делось. Талантливые люди способны на чудеса.
И как это волшебство стало возможным в Минске, мы узнали от официального представителя Фонда имени Мариса Лиепы в РБ Ксении Барановской.
Как вы решились представлять «Русские сезоны XXI века»? Ведь, как известно, культурные проекты в Беларуси крайне сложно находят поддержку, особенно финансовую, и на своем пути встречают сотни преград…
Решилась очень просто. Я видела, что Андрис Лиепа делает. Как зритель, как друг. Представлять его – удовольствие, потому что Андрис удивительно легкий человек, такой открытый к общению, такая творческая личность, многогранно развитая … Я думаю, что любой бы согласился, но не каждый бы смог.
Почему?
Вы просто себе не представляете, какой это колоссальный труд. Над нашим проектом работает три человека. И все три – девушки. Нужно привести сто человек, разместить, накормить. Кроме того еще две фуры декораций, их тоже нужно загрузить, разгрузить. Я уже не говорю о том, что нужно сделать в театре, чтобы все это дело осуществилось.
Не поддерживаете ли вы такую хорошую и популярную нынче тенденцию, как благотворительность?
Мы всегда, и это уже стало традицией, общаемся с нашими студентами Минского государственного художественного училища имени А.К.Глебова, привозим и дарим им диски.
Вы знаете, у нас еще есть множество акций, которые мы проводим совместно с нашими партнерами. Мы выставляем билеты на аукционе и вырученные деньги идут мальчику на операцию.
Сегодня (прим.21 октября) мы были в храме, просили благословления у отца Павла, чтобы провести художественный вечер Андриса Лиепы. И вырученные деньги отправить на строительство этого храма.
Кстати Фарух Рузиматов признался, что хочет найти человека, который действительно был бы нуждающимся, и устроить свой танцевальный вечер. А вырученные средства отдать этому человеку.
Ира Грамович
Фото Ryschuk Dmitry