В нынешнем году по всему миру пройдут торжества в честь 100-летия дягилевских «Русских сезонов» — каждый уважающий себя театр вытаскивает из запасников репертуара какой-нибудь из балетов, созданных в знаменитой антрепризе, или специально приобретает по такому случаю ранее не шедший спектакль. Пока ничего не известно о том, будут ли отмечать эту дату государственные российские театры или решат, что праздновать отъезд первых балетных диссидентов, поспоривших с государством, на Запад нынче вовсе не стоит. А вот Андрис Лиепа не мог остаться в стороне — уже восемнадцать лет он занимается тем, что воскрешает на сцене названия «дягилевских» балетов. В июне все восстановленные и спродюсированные им спектакли он повезет в Париж — туда, где большинство из них появилось на свет, для того арендован театр Champs Elysees. Сейчас же — в грядущее воскресенье — фонд Мариса Лиепы и компания SAV Entertainment предъявят в Кремлевском Дворце московской публике последнюю премьеру нынешней антрепризы. Последний пункт той программы, что летом проинспектируют парижане.
«Павильон Армиды» был тем балетом, с которого начались балетные «Сезоны» (до того Дягилев представлял иноземцам музыку и оперу). Первоначально он был сочинен Михаилом Фокиным в Мариинском театре, то есть это еще не полностью инициированная антрепренером постановка. Фокин считал этот свой балет компромиссом с дирекцией, ему казалось, что ему слишком диктовали, что именно должно быть на сцене. Но в результате именно «Павильон Армиды», в котором новаторство Фокина еще не было декларировано с его ригористской прямотой, стал замечательным спектаклем для обозначения начала новой эры в балете. Он не испугал, но восхитил; это было важно.
Балет не сохранился «в ногах», и потому тот спектакль, что представят в Кремле Андрис Лиепа и хореограф Юриус Сморигинас (уже работавший в антрепризе, сделавший там «Тамар»), — это вариации на тему, поклон легендарному балету. Не связанные хореографическими историческими источниками, авторы нового «Павильона Армиды» сочли возможным изменить и музыку балета, и его либретто. К сорока минутам «Армиды» Черепнина они добавили еще полчаса музыки того же композитора, взятой из других его произведений, и добавили в сюжет еще одну важную героиню.
В фокинском балете путешествующий юный аристократ укрывался от непогоды в барочном павильоне и засыпал в нем. Со старинного гобелена сходила волшебница Армида, решившая, что юноша ее давний возлюбленный Ринальдо; далее шла череда сказочных танцев — дивертисмент, в котором особенно выделялось па-де-труа наперсниц Армиды и ее раба; рабом был Нижинский. Утром герой обнаруживал, что стал рабом призрачной колдуньи, и предавался отчаянию — он больше никогда не увидит свою невесту.
Вот эту невесту, что лишь подразумевалась у Фокина, Лиепа и Сморигинас и заставили выйти на сцену и насочиняли для нее танцев. (Роль досталась приме Кремлевского балета Наталье Балахничевой, так что невеста должна получиться по-настоящему обаятельной). Армидой будет одна из лучших балерин Большого театра Мария Александрова, и уж грозной стати той волшебнице будет не занимать. Путешествующим виконтом — мариинский виртуоз Михаил Лобухин; а вот про па-де-труа ничего не сказано, и будет ли оно вообще — неизвестно. (Понятно, что Лобухина не стали бы вызывать из Мариинки, чтобы занять во второстепенной роли, значит, акцент с дивертисментных танцев будет перенесен на взаимоотношения главных героев.) То есть ждать реконструкции точно не приходится, а для любителей исторической точности в тот же вечер будет показано «Болеро» Брониславы Нижинской, точнехонько воспроизведенное в антрепризе пару лет назад, лучший из всех затеянных Андрисом Лиепой спектаклей. В следующих планах фонда — «Нарцисс» и «Клеопатра». Но это уж после парижского вояжа.
Анна ГОРДЕЕВА