В Риге, на сцене Национальной оперы, при переполненном зале состоялся очередной, восьмой по счету, вечер балета, посвященный дню рождения Мариса Лиепы
Открылся он кадрами из документального фильма о судьбе выдающегося танцовщика. И его сын Андрис Лиепа не зря сказал, что великое искусство Мариса преодолевает барьеры времени, проникает сквозь целлулоид кинопленки прямо в сердца зрителей.
Вечер был организован московским Фондом Мариса Лиепы и рижской продюсерской фирмой «Гамаюн». Гвоздем его было заключительное выступление Николая Цискаридзе и Илзе Лиепы, которые исполнили фрагмент из «Пиковой дамы», поставленной в Большом театре французским мэтром Роланом Пети.
Худая, страшная, старчески неуклюжая графиня вдруг оборачивалась прекрасной, страдающей женщиной, влюбленной в Германна и напуганной собственной страстью. Красавец Германн был одурманен лишь страстью денег, его глаза демонически горели… Убить готов влюбленную старуху за три карты! В балете Ролана Пети главным было драматическое напряжение характеров, великолепно переданное Илзей Лиепа и Николаем Цискаридзе.
На вечере выступили также и традиционные гости этих мероприятий — Геннадий Янин из Большого театра с его коронными вариациями из балета «Анюта» и ярким танцем конферансье из «Золотого века» Шостаковича, и Марчелла Солтан, оригинальная танцовщица, которая всегда выходит на сцену в необычных костюмах, делающих ее похожей на фантастического робота. Руки-ноги ее извиваются, как на шарнирах, на лице — одна маска, на затылке — другая…
«Ой, страшно», — вскрикнула рядом со мной шестилетняя зрительница. И важно добавила: «Не ожидала я такое увидеть в балете…». «Я тоже, — отвечает ее мама. — Это не настоящий балет, это просто танец!» Для любителей же настоящего балета была классика в исполнении солистов Большого и Мариинки — фрагменты из «Лебединого озера», «Дон Кихота», «Сильфиды» и блестящее «Адажио» на музыку Баха (отличный сольный номер Андрея Меркурьева!).
А первый из номеров программы, по словам Андриса Лиепы, был своеобразным приветом начавшемуся в Юрмале фестивалю «Новая волна» — красивый лирический танец «Когда я открываю глаза» на музыку Игоря Крутого, одного из отцов-основателей фестиваля, исполнила Илзе Лиепа. Перед этим она говорила с экрана, что уже в детстве они с братом ощущали масштаб личности отца, общение с которым могло заменить весь мир…
Фильм, отрывки из которого увидела рижская публика, был снят российским телеканалом «Культура» к 70-летию Мариса Лиепы, которое отмечалось в прошлом году. А еще, как рассказал Андрис, благотворительный фонд Мариса Лиепы выпустил DVD, где в двухчасовой фильм собраны все кино- и видеозаписи выступлений легендарного танцовщика, а также записан большой юбилейный концерт в его честь, состоявшийся в прошлом году в Кремлевском дворце.
Танец — эфемерное искусство, исчезающее, когда смолкнут аплодисменты зала. Ни одна камера не может запечатлеть его во всей полноте! Но все-таки публика, собравшаяся в этот вечер в Латвийской Национальной опере, увидела настоящее чудо — Мариса Лиепу в балете «Спартак» во всем блеске его славы. И может, самым главным чудом был даже не сам танец… В конце концов мы видели только черно-белую фигурку, движущуюся на экране, хотя и это было прекрасно.
Главное — безумный, восторженно опьяненный, брызжущий жизнью и грозной силой взгляд Красса-Лиепы. Этот взгляд действительно пробил и толщу времени, и старенькую кинопленку… Он просверкал, как молния. Прогремел, как неслышимый гром. Какая же мистическая сила есть в гениях, если их взгляд обжигает и после их смерти! Какую же мощь души вкладывал Марис Лиепа в свой танец!…
В финале концерта на заднике появился портрет Лиепы, и артисты, участвовавшие в вечере, сложили к нему свои букеты.
Час
Мая ХАЛТУРИНА