Что такое балет — все знаем, что такое хосписы — тоже. Но какая между ними связь? Балет — праздник, молодость, красота. Хоспис — болезнь, печаль, скорбь. Однако связь есть, и самая неожиданная, нашедшая свое выражение в названии концерта «Звезды балета — дар хоспису». Благодаря сотрудничеству двух благотворительных фондов — балетного имени Мариса Лиепы и медицинского фонда помощи хосписам «Вера» — концерт был дан на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко силами артистов балета в честь 15-летия Первого московского хосписа.
В этих горьких клиниках много печали и мало чудес. Однако и чудеса, к счастью, порою случаются. Инициатор акции и режиссер концерта Андрис Лиепа рассказал о том, что произошло с мальчиком по имени Цолок, который еще в младенчестве был обречен на быстрый уход из жизни. Прошли годы, но Цолок вопреки всем прогнозам живет, растет и сейчас не уступает в развитии своим сверстникам. Подобные (увы, редкие) случаи рождают особую «философию хосписа». Последний приют для обреченных — это не дом смерти, но дом жизни, которая длится, течет, продолжается, а потом обрывается. Главный врач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова утверждает, что «вообще здесь не умирают, а живут, сколько им отмерено, и если уходят из жизни, то это тоже является естественным состоянием». Задача хосписа — помочь и самим пациентам, и их близким.
Концерт, призванный привлечь внимание к проблемам российских хосписов, был вторым по счету. Первый гала «Звезды балета — дар хоспису» состоялся десять лет назад. В затянувшуюся паузу было сделано немало: построено 10 хосписов, 8 из которых уже обжили пациенты. К сожалению, пока нет специализированных детских хосписов, в которых особая нужда. Первый московский — единственное государственное учреждение, принимающее умирающих от рака детей. Его сотрудники при всем желании просто не в силах помочь всем, тогда как в Англии, например, детские хосписы ежегодно помогают 23 тысячам маленьких пациентов. А в нашей стране получить от города землю на постройку больницы для детей — почти неразрешимая проблема. Разумеется, решить ее, как и целый ряд других, не под силу никакому концерту, и даже множеству подобных акций. Цель иная — привлечь внимание общественности к вопросу создания системы российских хосписов в целом. В поддержку этого и выступили артисты балета. Для сотрудников Первого московского хосписа, собравшихся в этот день в зале, вечер стал подлинным праздником, который они заслужили.
Можно, конечно, назвать данный концерт удачным и верным PR-ходом, но, думаю, это не так. Сама идея столь трогательна и великодушна, что фиксировать недостатки концерта по меньшей мере неблагородно. Хотя ряд танцовщиков попали в число звезд случайно, иные — авансом на будущее, а кто-то уже сдал свои артистические позиции. Но все танцевали искренне и бескорыстно. Среди дежурных для гала па де де и соло можно отметить несколько замечательных номеров.
Отдельная тема концерта — образ одинокой птицы. Безукоризненно хороша была Мария Семеняченко в «Печальной птице» Равеля — Голейзовского. Ирма Ниорадзе — балерина аристократического такта и мастер невесомых па де бурре — представила «Умирающего лебедя» Сен-Санса — Фокина. К слову, этот балетный лебедь был объявлен символом вечера (что показалось не вполне корректным, с учетом «хосписной» специфики акции). «Встреча» на музыку Леграна в обработке Крутого, поставленная Юриусом Сморигинусом, обыгрывала не новый (во всяком случае, для эстрадных подмостков) прием: одна половина фигуры артистки «была» мечтательной дамой, вторая — ее самодовольным кавалером. Обе свои «половины» Илзе Лиепа раскрасила мягкой иронией, переходящей в острый гротеск. Исполнением «Адажиетто» Малера — Бежара Фарух Рузиматов, недавно освободившийся от непростых обязанностей худрука Михайловского театра ради продолжения артистической карьеры, доказал, что сделал это ненапрасно. Артист пребывает в прекрасной форме — танцует наотмашь, отчаянно, безо всяких скидок на возраст.
Единственный неизвестный столичным балетоманам номер привезли кумиры Диана Вишнева и Владимир Малахов. «Цвет Казимира» на музыку Шостаковича итальянский хореограф Мауро Бигонзетти сочинил под влиянием полотен Малевича. Впрочем, если этого не знать, то по танцу догадаться невозможно. Что не имеет никакого значения, когда сценой правит мировая звездная пара, обладающая харизмой, владеющая секретами эталонного дуэта и совершенной техники.
Остается надеяться, что призыв милосердной акции будет услышан властями столицы, и детский хоспис у нас появится.
Елена ФЕДОРЕНКО
газета «Культура»