Многочасовой гала-концерт в Кремлевском дворце, которым было отмечено 70-летие со дня рождения Мариса Лиепы, соединил хронику восхождения на мировой олимп одного из лучших танцовщиков прошлого века и танцы сегодняшних звезд. Две части вечера оказались демонстрацией двух вариантов существования в профессии.
Концерт в честь Лиепы войдет в число событий сезона: собрать такое созвездие артистов международного масштаба, к тому же представших в своем лучшем репертуаре, удается нечасто. Поэтому включение в программу документального фильма, на час удлинившего и без того громоздкий концерт, поначалу казалось излишним: благодаря активности детей, Андриса и Илзе, Марис Лиепа присутствует в современном балете как живой — о нем выходят книги и фотоальбомы, записи его танца стали хрестоматийными. В фильме режиссера Никиты Тихонова собраны все атрибуты подобных повествований: воспоминания коллег, партнерш, близких и бесконечные танцы, танцы, танцы. Но именно эта обыденность представляет знакомую судьбу в неожиданном ракурсе: словно из окна поезда, который привез ничем не блиставшего ученика провинциальной балетной школы в Москву. Смонтированные вместе кадры его детской мазурки (способности к классическому балету были у Лиепы ограниченные), первых “Лебединых озер” — с самой Плисецкой, репетиций балета “Тропою грома”, парадной коды из “Дон Кихота” демонстрируют не гениальность, а свинцовый шахтерский труд: скрупулезный отбор каждого жеста, ракурса, взгляда, касания партнерши. То же впечатление оставляют фотографии танцовщика: даже на самых первых, юных, Лиепа не просто позирует, но стремится создать собственный образ артиста. Такие косвенные свидетельства помогают нам оценить масштаб танцовщика, ушедшего со сцены четверть века назад. И понять, что партия Красса в “Спартаке” была в его судьбе не просто везением, — Григорович оценил в Лиепе не исполнителя воли хореографа, но сотворца.
Танцовщики, выступавшие в честь Лиепы, действительно принадлежат к сегодняшним звездам мирового балета, как именует их афиша. Но рядом с облупившимися фотографиями и пленками становится очевидно, что они представляют совсем другой вид искусства.
Их техника рядом с немногочисленными пируэтами Лиепы выглядит сверхзвуковой, их тела рядом с суховатым, лишенным природного прыжка и вращения телом Лиепы кажутся драгоценными инструментами. И когда 46-летний Владимир Деревянко легко и упруго взлетает над сценой в образе Жар-птицы, Ирма Ниорадзе в “Лебеде” искусно выплетает стилизации в духе Карсавиной, а Светлана Захарова в Revelation доверяется мудрости собственного тела, способного в современной хореографии передать любые движения души, их танец перестает быть застывшей формой.
Однако обратить танец в смысл жизни так, как это только что сделал на экране Лиепа, не удается даже им. Концерт еще длился, а публика тянулась в гардероб. Фильм о классике не оказал услуги нынешнему поколению артистов.
Анна Галайда
«Ведомости»