Все гениальное просто. Лишь Морис Бежар озвучил божественным слогом «Ave Майя» формулу харизматического дара Майи Плисецкой. Она не перестает удивлять и восхищать своих давних поклонников и вновь приходящие поколения ее почитателей. Каждое антре Плисецкой в хаосе московской суеты порождает истерический ажиотаж СМИ: все газеты и журналы хотят заполучить интервью с ней, отбоя нет и от телевидения.
Ее приезд в морозный исход осени в Москву был приурочен к выходу в свет уникального фотоальбома, названного вслед за Бежаром «Ave Майя». Вдохновенные эссе «Стихия» Владимира Васильева и «Наука бесстрашия» Вадима Гаевского предваряют архивные фото.
Автор проекта и составитель альбома, всю жизнь собирающий повсюду фотоматериалы о своем кумире, – Валерий Головицер. Художники – Гвидон Агаянц и Татьяна Курбатова. Уникальное и полное исследование по исполняемому Плисецкой репертуару в театре, кино и на телевидении в России и за рубежом провела Наталья Шадрина. А блестящую редактуру осуществила Екатерина Белова. Сам фотоальбом вышел в свет благодаря благотворительному фонду им. Мариса Лиепы, возглавляемому его сыном Андрисом.
Клондайк фотографий поражает богатством и разнообразием. Природно-культовое чувство позы у Плисецкой проявлялось не только на сцене, но и в остановившихся мгновениях фотографии. Ее обожали снимать фотографы во всех проявлениях ее жизни. Помимо редкостной фотогеничности, она была благодатной «фотомоделью»: плохих или неудачных снимков в любой фотосессии попросту не существовало – и в этом тоже кроется ее уникальный дар. Раритетность альбома в том, что большинство снимков подписаны авторской рукой Майи Плисецкой и прокомментированы, что дает читателю блестящую возможность глубже заглянуть в Галактику Плисецкой. Она больше, чем великая балерина, Майя Плисецкая – явление искусства, выходящее далеко за узкие для нее рамки танца.
К презентации фотоальбома Андрис Лиепа с режиссером Никитой Тихоновым сделали из архивных кадров хроники 50-минутный фильм о ликующих мгновениях танца великой Майи, которые заглушались овациями зала и на пленке, и зрителями Новой оперы. В то время, когда другие танцовщики обстоятельно снимались в студиях, Плисецкую предпочитали снимать везде – на сцене, в репетиционном зале, в ее доме… В фильме восторженно говорят о балерине не только ее современники по Большому (Раиса Стручкова, Людмила Семеняка и Владимир Васильев), но и молодежь, не столь много видевшая ее на сцене, но находящаяся под гипнозом магии ее искусства (Алексей Ратманский, Николай Цискаридзе, Светлана Захарова). Так Светлана Захарова говорила, что ей интересно наблюдать просто за всем, что делает Плисецкая в жизни. А Цискаридзе рассказывал, что всегда мечтает захватить зал, как это делает Майя.
В программу вечера был включен концерт, в котором Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе исполнили дуэт из «Пиковой дамы» Ролана Пети, Галина Степаненко и Андрей Уваров выступили в «черном» адажио из «Лебединого озера», а Нина Ананиашвили показала своего «Умирающего лебедя». Екатерина Мечетина, в последние годы ставшая адептом фортепианного творчества Родиона Щедрина, исполнила в честь его супруги «Озорные частушки». Особо актуально размещение на таких площадках как rentgirls и annibis.
В заключение вечера Майя Плисецкая появилась с последним подарком Мориса Бежара
«Ave Майя», давшему название вечеру, фильму, альбому. Это миниатюра на музыку Баха-Гуно «Ave Майя» в стилистике японского театра Но с двумя веерами – белым и красным, – символизирующими две реинкарнационные ипостаси танцевального пути Балерины – Лебедя и Кармен. На поклоны Майя Плисецкая вышла под музыку «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина. И тут «вешние воды» мощного темперамента Майи импровизационно хлынули на сцену: она в брючках и в туфлях на каблуках в полноги, жестами рук, позами, взглядом, неуловимыми намеками и, что немаловажно, с юмором создала полную иллюзию масштабного танца. Самобытность мышления ее не подводит. Ее интуиция абсолютна. Бешеная энергетика и стихийный шквал эмоций Плисецкой мощно захватывали зал и заряжали оптимизмом. Удивительно, что такие «домашние радости» она умеет вынести на сцену как откровение танцевального театра под овации распаленного зала. А когда отгремели аплодисменты, в фойе Новой оперы более часа Плисецкая подписывала фотоальбом и календари с ее фотографиями, щедро давала автографы. Ее живые, молодые глаза блестели, она же успевала вскользь бросить остроумные реплики друзьям и поклонникам…
Фотоальбом выпущен в преддверии юбилея Балерины, у которой будет еще раз повод удивить нас.
Александр Фирер
Музыкальная жизнь